Энергетическая диаграмма Яблонского для Рамановского рассеяния

Из двух процессов рассеяние Стоксов является наиболее сильным, что соответствует рассеянию с образованием фотонов меньшей энергии (смещение длин волн к красной области спектра) – Т.к. при комнатной температуре молекула обычно находится в основном квантовом колебательном состоянии, это самое эффективное Рамановское рассеяние (см диаграмму выше).

 

Небольшое количество молекул будет находиться на более высоком колебательном уровне, и, следовательно, рассеянный фотон может на самом деле быть рассеян с большей энергией (выигрыш в энергии и смещение к более высокой энергии, и фиолетовое смещение длины волны). Это гораздо более слабое Рамановское рассеяние - Антистокс.

Падающий фотон взаимодействует с анализируемой молекулой, и изменение энергии фотона (потеря или приобретение) является характерной чертой каждой присутствующей связи (колебания). Не все колебания можно распознать с помощью Рамановской спектроскопии (в зависимости от симметрии молекулы). Но обычно информации достаточно, чтобы получить очень точную характеристику молекулярной структуры.

Поэтому Рамановский сдвиг для C-H связи отличается от C-O связи и от Металл-O связи. Анализируя все это разнообразие длины волн рассеянного света, можно определить ряд длин волн, относящихся к различным связям и колебаниям. Чтобы увидеть таблицу расположения Рамановских линий, нажмите здесь.

Jablonski Energy Diagram for Raman Scattering

Jablonski Energy Diagram for Raman Scattering

By far the stronger of the two processes is the Stokes scattering, whereby the photon is scattered at lower energy (shifted wavelength towards the red end of the spectrum) - Since at room temperature the population state of a molecule is principally in its ground vibrational state this is the larger Raman scattering effect. (see the diagram above)

A small number of molecules will be in a higher vibrational level, and hence the scattered photon can actually be scattered at a higher energy, (a gain in energy and a shift to higher energy and a blue shifted wavelength). This is the much weaker Anti-Stokes Raman scattering.

The incident photons will thus interact with the present molecule, and the amount of energy change (either lost or gained) by a photon is characteristic of the nature of each bond (vibration) present. Not all vibrations will be observable with Raman spectroscopy (depending upon the symmetry of the molecule.) but sufficient information is usually present to enable a very precise characterization of the molecular structure.

Hence, the amount of energy shift for a C-H bond is different to that seen with a C-O bond, and different again to that seen with a Metal-O bond. By looking at all these various wavelengths of scattered light, one can detect a range of wavelengths associated with the different bonds and vibrations, for a table of Raman band positions click here.